Змеероза
Вводная История Религия Костюм Дополнительные материалы Правила
 
 
  Католицизм
  Катаризм
  История инквизиции
Католицизм
 


Основа католического вероучения вкратце



Христианская вера исповедуется в «Кредо» (Символе Веры), провозглашается в литургии, осуществляется в исполнении заповедей, молитве и приобщении к сакраментам (таинствам).

Стремление к Богу заложено в человека изначально и исходит от его сердца и ума – в Боге человек обретает истину и счастье, к которым стремится. Путь к Богу лежит через Церковь Его на земле. Человек создан, чтобы быть с Богом. В силах человеческого разума познать Бога, как Причину и Цель всего, для чего Господь явлен человеку в сотворенном им мире, который нас окружает, и в Откровении.

«Бог заключил с Ноем вечный завет между Собою и всеми живыми существами. Завет этот будет длиться, пока существует мир. Бог избрал Авраама и заключил завет с ним и его потомками. Из этого потомства Он образовал Свой народ и открыл ему через Моисея Свой Закон. Через пророков Он подготовил его к принятию спасения, предназначенного всему человечеству. Бог открыл Себя во всей полноте, послав Своего собственного Сына, в Котором Он установил Завет навсегда. Сын есть окончательное Слово Отца, так что после Него не будет другого Откровения.» (Катехизис)

Откровение было передано Христом апостолам, а от них – всем последующим поколениям. Писание и Предание – ключ к тому, чтобы видеть Бога. Учителя Церкви – Папа и епископы – наследуют апостолам в необходимости и обязанности единственно верно толковать Откровение и учить христиан воле Божьей.



Писание

Библия – боговдохновенный текст, единственная книга, в которой Господь говорит со своими творениями на их языке. Книги, составляющие Писание, написаны вдохновленными на это Богом людьми. Они твердо и безошибочно излагают истину, которую не должно подвергать сомнению. Но христианство – не религия Книги, это религия Живого Слова – Библия без Христа остается мертвой буквой, из которой нельзя извлечь истину. Толкование Писания – часть обязательств и одновременно авторитета Вселенской Церкви. В изучении и претворении в жизнь нравственного закона, изложенного в Библии, состоит дело Церкви.

Писание состоит из Ветхого Завета, данного до Христа, и Завета Нового, данного Христом. Ветхий Завет не был отменен, он един с Новым Заветом и повествует о приготовлении людей к пришествию Спасителя. Однако в нем много и временного, неактуального для мира, которому был явлен Христос – потому Церковь дает толкования тому, какой новый смысл приобретают слова Ветхого Завета теперь, когда людям был явлен воплотившийся Сын Божий.



Символ веры



Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium.

Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula.

Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri, per quem omnia facta sunt.

Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis.

Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est.

Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris.

Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis.

Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre (Filioque) procedit.

Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas.

Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum.

Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.



Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого всего и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков,

Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено;

для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими),

восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца.

И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца и от Сына, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.



Церковь

Как говорится об этом в Катехизисе:



«Церковь - единая: у нее один Господь, она исповедует одну веру, она рождается одним крещением, она образует одно Тело, животворимое одним Духом, в единой надежде, при исполнении которой будут преодолены все разделения.

Церковь - Святая: Бог Всесвятой ее создал; Христос, ее Жених, отдал Себя за нее, чтобы ее освятить; Дух святости ее животворит. Хотя она включает в себя грешников, она есть "непорочность, состоящая из грешников". В святых сияет ее святость; в Марии она уже всесвятая.

Церковь - Вселенская: она возвещает полноту веры; она несет в себе и раздает полноту средств спасения; она послана ко всем народам; она обращается ко всем людям она объемлет все времена; "она по самой своей природе миссионерствует".

Церковь - Апостольская; она построена на прочном основании: "двенадцати Апостолах Агнца" (Откр 21, 14); она нерушима; она непогрешимо созидается в истине: Христос управляет ею чрез Петра и других апостолов, присутствующих в их преемниках, Папе и епископском чине.

Единая Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры, как единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую (...) существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее структур существуют многие элементы освящения и истины».



По божественному установлению для провозглашения Истины и создания Царства Господня, Христом были посланы апостолы и их преемники. Преемниками апостолов являются священники и Папа. Христос дает им право действовать и властвовать от его лица.

При помощи клира миряне должны победить в себе и окружающем мире царство греха.



Вечная жизнь

Никому, кроме Господа, неизвестно, что наступает после завершения жизни земной и начала Жизни Вечной. Господь же говорит, что после смерти человек по делам и вере его отправляется либо в рай, где в вечном блаженстве созерцает Бога таким, какой он есть, либо в ад, где пребывает в вечной муке и разлуке с Богом, либо в Чистилище, где искупает страданием свои неотпущенные грехи, после чего следует в Царствие Небесное.

В конце времен, когда наступит день последнего суда, Христос предстанет Судьей Живых и Мертвых, а души человеческие предстанут вновь в своих телах, чтобы явиться к нему на суд. Каждый даст отчет в своих делах и будет по ним судим, вслед за чем праведные навсегда воцарятся с Христом, мир будет преображен и Царство Божие предстанет в нем в своей полноте.



Литургия и таинства

Катехизис:

«В церковной литургии Бог Отец благословяется и восхваляется как источник всех благословений Творения и Спасения, которыми Он благословил нас в Сыне Своем, чтобы дать нам Духа усыновления.

Действие Христа в литургии есть таинство, ибо Его тайна спасения силой Его Святого Духа присутствует в ней; ибо Его Тело, которое есть Церковь, есть таинство (знамение и орудие), в котором Дух Святой дарует тайну спасения; ибо своими литургическими священнодействами Церковь-паломница уже участвует - предвкушением - в литургии небесной.

Миссия Духа Святого в церковной литургии состоит в приготовлении литургического собрания ко встрече с Христом; в напоминании Христа и открытии Его вере собрания; в том, чтобы Своей преобразующей силой сделать спасительное дело Христа присутствующим сегодня и живым; в даровании плодоносия общению в Церкви.»



Писанием определено, что литургия совершается в день воскресения. Литургию совершает священник, осуществляться она должна в храме. Особые дни в году определены как церковные праздники – в эти дни также следует присутствовать на литургии. Праздничная литургия отличается от обыкновенной дополнительными обрядами.

В жизни христианин проходит через семь таинств.

Крещение смывает с человека первородный грех, приводит его к Христу, как к личному Спасителю и вводит человека в Церковь как в собрание верующих. Крещение может принять любой человек, обычно оно осуществляется в детстве, чтобы дать ребенку защиту Христа.

Конфирмация (миропомазание), завершение передачи благодати, начатой крещением, совершает епископ. Конфирмация глубже и сильнее связывает нас с Христом и его Церковью.

Евхаристия (причастие) – есть наиболее значительное таинство Церкви. Через него христианин участвует в жертве Господа и принимает спасение вместе с общиной и Церковью. Освященные хлеб и вино превращаются Тело и Кровь Христа, в них подлинно присутствует единый Бог, неделимый и живой. Присутствие при таинстве – на мессе – обязательно каждую неделю, причащаться же следует не реже, чем дважды в год, обыкновенно – на праздники Пасхи и Рождества.

Принятие Христа невозможно без благодати, а благодать невозможна без очищения от грехов. Потому прежде, чем принимать евхаристию, христианин должен очищаться через отпущение грехов в таинстве Покаяния (исповеди). Это следует делать не реже двух раз в год. Исповедуясь, человек выражает раскаяние в совершенных им проступках и готовность выполнить налагаемую священником епитимью. Епитимья предназначена для возмещения ущерба, нанесенного совершенными грехами мирозданию. Грех – проступок против Господней Истины, нарушение закона, данного им через Сына своего. Господом даны десять заповедей, нарушение которых – и есть грех.

Священство (рукоположение, ординация) есть передача апостольского служения из поколения поколения. Рукоположением миряне приходят в клир. Рукоположений есть три – епископское, пресвитерское и дьяконское. Рукоположенные священнослужители совершают свое служение Народу Божию посредством учительства, богослужения и пастырского управления.

Супружество – таинство единения жизней мужчины и женщины в любви. Оно направлено на благо супругов и рождение и воспитание детей. Плотская любовь вне брака грешна, в браке же – освящена Богом. Брак нерасторжим кроме как смертью одного из супругов.

Елеосвящение (соборование) препоручает больных и немощных Господу, чтобы он облегчил их страдания. Соборование отпускает грехи и делает страдальца единым со Страстями Христа. За елеосвящением приходит либо исцеление, либо препровождение в жизнь вечную, в зависимости от того, что более полезно для духовного спасения.



Молитва

Через молитву христианин обращается к Богу, прославляя его, заключая с ним союз и обращаясь к нему за силой и помощью в преодолении преград на пути к Царству Небесному.

Молиться можно также святым, дабы те заступничали перед Богом и через них Бог осуществлял помощь просящему.



Дополнение:

(Крестовые походы)



Пришел говорящий о бедах Иерусалима

И оскверненьи святых мест,

Петр-Пустынник, бичующий словом,

И среди внимавших ему

Столько-то добрых людей и много дурных,

А большинство - никаких,

Как все люди повсюду.

Кто-то пошел ради славы,

Кто-то из своенравья и любопытства,

Кто-то алчный ради добычи...

Все, что там было доброго,

Могла сотворить лишь вера,

Полная вера немногих,

Частичная вера многих,

Не жадность, разврат, предательство,

Зависть, безделье, обжорство, гордыня:

Не они причина Крестовых Походов,

Они причина их неудачи.



Т.С. Элиот