Змеероза
Вводная История Религия Костюм Дополнительные материалы Правила
 
 
  Географические представления
  Нравы и обычаи
  Медицина
  Менталитет
  Куртуазная любовь
Географические представления в эпоху крестовых походов.
 
   


Под «географическими представлениями мы понимаем все, то, что средневековый человек знал, чувствовал, считал верным, когда речь шла о происхождении, современном им состоянии и расположении географических объектов на земле. На чем основаны географические представления эпохи крестовых походов? Какая-то часть их была заимствована из литературы предшествовавших веков, а так же из Библии, другая сложилась в результате непосредственных наблюдений. Можно провести резкую грань между географией книжника и церковника, почерпнутой в основном из трудов античности, и географией купца, солдата и паломника, познававших мир в ходе своих путешествий.

Между традиционным древнегреческим взглядом, согласно которому материя вечна, и основанном на первой главе книги Бытия христианским представлением, что вселенная была сотворена в определенный момент времени или вместе со временем, существует очевидное противоречие. Однако античная теория была хорошо известна христианам, несмотря на то, что большинство средневековых людей придерживались христианской точки зрения, т.к. в противном случае это считалось ересью.

Античные ученые единодушно признавали, что Земля имеет форму шара и большинство из них придерживались мнения, что она неподвижно покоится в центре вселенной, все авторы эпохи крестовых походов разделяли это убеждение. Например, Гильом Коншский предлагает аристотелевские доказательства сферичности земли. Если бы земля была плоской, говорит он, то на крайнем западе и на крайнем востоке день наступал бы одновременно. При этом, конечно, бытовали и заблуждения, так, у Хильдегарды находится следующее обяснение этому явлению – если поверить, что Земля завершается на севере огромной горой (не той ли, которая перекрывает доступ в рай? – прим. Ч.), то эта гора может мешать проникнуть свету с востока в мрак севера, а мраку света затмить свет востока. Ламберт Сент-Омерский пишет в своей «Цветистой книге»: «мы называем Землю центром, т.е. точкою, которая расположена в середине сферы… Земля же расположена в центре небесного круга, по которому проходит солнце». В концепции, содержащейся в поэтическом «Образе Мира», содержится одно из самых простых объяснений шарообразности земли – Бог пожелал ее сделать такой, ибо округлость есть самая совершенная из всех форм. Считалось непреложной истиной, что Земля покоится твердо и неподвижно. Автор «Образа Мира» удовольствуется такой трактовкой: земля не нуждается в каком-либо основании, в очке опоры или фундаменте, поскольку для этого вполне достаточно «божественной силы». Он приводит в пример сто третий псалом: «ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки».

Хотя в средние века преобладала геоцентрическая теория, незначительность размеров Земли по сравнению с небесными телами осознавалась. Гильом Коншский считал, что Солнце в восемь раз больше Земли. В поэтическом «Образе мира» сказано, что скале потребуется сто лет, чтобы упасть с неба; что по сравнению с безбрежностю космоса Земля подобна крошечной звезде и что она меньше солнца в 166,15 раза». Там же приводится цифра о величине Земли – 20428 миль.

Древние географы считали, что Земля имеет пять поясов, хотя по вопросу о характере климатов в каждом из них мнения расходились. Общепризнанным было положение, что на полюсах и в экваториальных областях жизни невозможна: в одном случае из-за холода, в другом – из-за жары. Большинство древних ученых, труды которых почитались в христианском мире в период до 1300 г., полагали, что ойкумена, т.е. населенная людьми подобными нам, часть земли, со всех сторон окружена океаном. Некоторые из античных теорий не признавались Церковью. Например, теория Кратеса Милосского (II в. до Н.Э.), согласно которой ойкумена – один из четырех похожих друг на друга массивов суши на поверхности земного шара. Эти массивы перпендикулярно разделены океанами, опоясывающими Землю. Теория Кратеса подразумевала существование антиподов – людей, обитающих в областях, абсолютно недоступных для людей нашей расы и навеки отрезанных от ойкумены пламенем экватора и ужасами Южного океана. Она вызывала негодование отцов Церкви, усмотревших в ней семена ереси. Считалось, что четвертый континент – Южный континент, расположенный за экваториальным океаном (или Красным морем) на карте Беата из Осмы представлен в виде полоски суши вдоль самой южной окраины Земли. Согласно ей, на четвертый континент населен skiapodes, или людьми, живущими в тени своих ног. С другой стороны были и объяснения в чем-то приближенные к реальности. На карте Ламбера Южный континент сопровождается надписью: «Здесь живут наши антиподы, но у них день и ночь противоположны нашим». Другая карта Беата из Сен-Севра поясняет, что Южный континент не известен человечеству из-за солнечного жара, там проживают антиподы и что, когда у нас лето, у них – зима.

Причиной того, что море не выливается из своих берегов, хотя реки беспрерывно несут в него свои воды, Аристотель считал испарение. Иное объяснение этому загадочному для средневекового человека явлению дал Плиний – он выдвинул теорию, доминировавшую в античности и средневековье, согласно которой земля изнутри пронизана каналами, полостями и тоннелями – по ним происходит постоянный круговорот земных вод.

Пытаясь объяснить причины землетрясений и вулканов, Платон, Аристотель, Плиний, Сенека и другие античные ученые проявили завидную изобретательность. Например, Платон утверждал, что некоторые из полостей земли заполнены не только водой и воздухом, но и огненными трясинами и реками. Через вулканы эти подземные потоки врываются на поверхность, вступают во взаимодействие с атмосферой и вызывают землетрясения. В простонародье вулканы часто считали входом в преисподнюю или же мелким, не связанным с адом местом наказания, иногда – обиталищем демонов. Михаил Скотт никак не мог решить, «находятся ли врата, ведущие в преисподнюю» на вулканах Липарских островов и Сицилии «или же на северном острове, который видел св. Брендан…». Но, пишет он, «какой бы путь туда не вел, ад расположен в недрах земли, и нет дороги оттуда». По легенде, после семи дней путешествия к югу от вышеописанного острова св. Брендан встретил Иуду, который одиноко сидел на скале посреди моря. В беседе Иуда объяснил, что ежедневно, кроме воскресений и праздников Рождества, он заточен в горе, извержение которой наблюдал святой. И только в означенные дни, Милостью Иисуса, ему дозволено выходить оттуда, что бы охладится. Средневековые богословы, как и географы, почти всегда в центре земли помещали ад. Пустыни обладали так же чудесными свойствами. Так в «Письме пресвитера Иоанна» говорится, что в его стане расположено огромное Песчаное море, в которую стекает каменная река и что в этом море даже водится рыба.

Но людей XII-XIII веков больше заботили ежедневные проблемы, например связанные с ветрами. Среди необразованных масс было широко распространено убеждение о том, что ветер, дождь и бури – проявления магических сил или дело злых духов. Однако средневековые ученые не воспринимали такие объяснения всерьез. Гервазий Тильберийский в своих «Императорских досугах» считал, что ветер – это воздух, находящийся в потревоженном состоянии. Аделяр Братский писал, что это воздух, движущийся в определенном направлении. Хильдегарад Бингенская приписывала воздействию ветров движение небесного свода с востока на запад и планет с запада на восток. Если бы не ветры, считала она, то огонь юга, воды запада и мрак севера обрушились бы на землю. Четыре ветра – это крылья божественной силы. Как человеческое тело скрепляется душой, так и небесный свод поддерживается ветрами, иначе бы он разрушился. Подобно душе, являющей собой божественную тайну, ветры невидимы. Названия ветров были те же, что и сегодня – в гентской рукописи «Цветистой книги» Ламбера Сент-Омерского имеется диаграмма, на которой обозначены ветры «ост-ост», «зюйд-ост», «зюйд-зюйд», «зюйд-вест», «вест-вест», «норд-вест», «норд-норд» и «норд-ост», причем эта терминология использовалась еще во времена Карла Великого.

В средневековой литературе мы обнаруживаем наблюдения о влиянии климата на человека. Так, Гервазий Тильберийский, утверждал, что характер различных европейских народов меняется в зависимости от климата: «В соответствии с различиями в климате римляне – мрачны, греки – переменчивы и ненадежны, африканцы – хитры и коварны, галлы – свирепы, а англичане и тевтоны – сильны и здоровы».

Какими бы картами не располагали римляне, все они составлялись исключительно путем обобщения данных маршрутных описаний. Понятия широты и долготы были известны уже в античности. Определение широты было легкой задачей для астрономов. Инструмент, использовавшийся греками для измерения широты состоял из полусферической чаши (скафа), роль радиуса в которой играл вертикальный стержень. Тень стержня на вогнутой внутренней стороне чаши указывает (с ошибкой в 16 минут) высоту солнца, а тем самым и широту. Многим греческим ученым была известна широта некоторых пунктов, измеренная этим способом. Определения астрономическим способом долготы, представлялось для людей, не знавших хронометра и телеграфа сложную задачу. Древнегреческие ученые полагали, что измерить долготу возможно, измеряя продолжительность затмений луны в разных пунктах. Гипарх даже составил таблицы лунных затмений и вспомогательные таблицы для определения широты, но его работа была слишком велика и осталась незавершенной. В действительности пунктов, положение которых было определено этим способом в античности, насчитывается около полудюжины. В целом картография античности не оказала никакого влияния на картографию крестовых походов.

Свои географические представления средневековый человек, мало знакомый с античными трудами (если не сказать незнакомый вовсе) черпал в основном из Библии, писаний отцов церкви, сочинений вроде «энциклопедий», легенд и записок путешественников.

В книге Бытия мы находим описание рай с его четырьмя реками, которые изображались на большинстве средневековых карт и рассказ о разделе земли между потомками Ноя, который лег в основу примитивной средневековой этнографии. Гог и Магог, описанные в книге бытия, Книге Иезекииля и Апокалипсисе, занимали видное место среди племен, якобы в средние века обитавших в Азии. В апокрифических «деяниях апостолов», которые хотя и не были включены в Писание, но часто рассматривались как авторитетное выражение библейской истины, мы встречаем рассказы о проповеди Евангелия в отдаленных странах – в Вавилонии, Эфиопии, Индии.

Согласно наиболее распространенной в средние века концепции, известный мир представлял собой круг или овал, разделенный на три континента. Азия занимала в нем восточную часть и была отделена от Европы Таисом (Доном), а от Африки – Нилом. Средиземное море, рассекавшее по центру западную половину мира отделяло Европу от Африки. Относительные размеры представляли по-разному; обычно полагали, что Азия значительно больше и Европы и Африки. Последние считались имеющими приблизительно равные размеры. В сочинении Роберта Гроссетесте «О небесной сфере» обясняется, что земля омывается двумя морями, одно из них – экваториальное называется «Океан», а моря вокруг полюсов – «Амфитритами». Он же считает, что населена только одна часть суши, омываемая этими морями. В «Образе мира» сказано, что только четвертая часть земной поверхности заселена, и читателю рекомендуется мысленно разрезать земной шар не четыре части, как яблоко, и представить себе, что только одна четвертинка является обитаемой. Тема заселенности остальных частей служила предметом ожесточенных споров (мы уже говорили об антиподах). Рай же изображался в соответствии со словами из книги Бытия (II, 8) на востоке: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». Однако работы некоторых ученых, продолжателей греческой традиции, заставляли искать райский сад на севере. Люди средневековья представляли себе райский сад в виде прохладного тенистого луга, усыпанного разными цветами, орошаемого журчащими ручьями и наполненного благоуханием. Немало теорий было по вопросу того, что же окружало этот запретный сад. Некоторые полагали, что препятствием служила гигантская стена, некоторые представляли себе его в виде огненного кольца, третьи – как пояс гор и пустынь. Были авторы, которые помещали рай посреди океана на острове, а к примеру Августин, Ориген и Филон трактовали рай аллегорически. Часто местом, где мог располагаться рай и был сотворен человек, считали Азию. Сюда средневековая традиция так же помещала Гога и Магога, пришествие которых в день Страшного суда должно привести к гибели мир, причем часто они ассоциировались не с конкретными лицами, а с племенами. Большинство средневековых писателей отождествляли эти племена с северными варварами-скифами.

Легендарные представления средневекового человека связанны с такими романами, как «Роман об Александре», местом действия которого является Азия. В нем мы встречаемся с русалками и амазонками, грифонами и людьми, питающимися ароматом пряностей – многими другими фантастическими существами. Легендарным, одним из самых желанных был и «Источник молодости». В первом письме пресвитера Иоанна встречается описание рощи, расположенной у подножий горы Олимп, неподалеку от рая, в центральной Азии. В этой роще имеется родник, который источает всевозможные ароматы, меняющиеся каждый час, днем и ночью. Его воды даруют вечную молодость всякому, кто в нем искупается, возвращая человеку ту телесную силу и бодрость, какой он обладал в возрасте тридцати двух лет. Очень похожее описание есть и в «Романе об Александре», однако там он уже называется источником Ефрата, одной из четырех рек рая, который обладал способностью возвращать молодость четыре раза в день. Существовали легенды и о чудесных горах. Гервазий тильберийский описывал гору Кавагум (Канигу) в Каталонии, на вершине которой находится волшебное озеро, место обитания чертей;; на одной вершине, куда никогда не падает свет солнца, лежат вечные снега и лед, и из под нее вытекает река золотого песка. В «Романе об Александре» рассказывается, что завоеватель проходил возле горы, которая превращала храбрецов в трусов, а трусов в храбрых.

Африкой средневековые географы совершенно пренебрегали – она не стала областью овеянной легендами и сказками. Предполагалось, что она невелика и большую ее часть занимает пустыня. Тогда же космографы и картографы единодушно утверждали, что африканский континент значительно севернее экватора обрывается морем.

Как ни странно, даже географические представления о Европе у средневекового человека были несовершенны. То и дело в географические представления о наиболее хорошо известных странах вкраплялась местная мифология.

Арабский мир мало что добавил к представлениям европейцев о географии, однако особенно полезными оказались труды арабских астрономов в которых встречаются правила по которым можно вычислить координаты местности – они содержали таблицы широт и долгот различных пунктов по всему миру.



На основании работы Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. – М., «Наука», 1988