|
|
|
|
|
|
Религия |
|
Разновидности верований, существовавших на ряду с католицизмом в первой половине тринадцатого века.
АЛЬБИГОЙЦЫ - секта XII-XIII вв. в юж. Франции. Получили название от г. Альби франц. провинции Лангедок. Самоназвание катары (чистые). Выводили свое название из идеологии ригористов - последователей Новациана (III в.), которые назывались катарами. А. отвергали догмат о триединстве Бога, таинства, иконопочитание, власть Папы, духовенство, воскресение мертвых. Исповедовали манихейский дуализм. Распространение А. грозило опрокинуть весь средневековый миропорядок. Осуждены собором 1215. Секта уничтожена в 1209-1229 Симоном де Монфором, предпринявшим по повелению Папы Иннокентия III военный поход против А., в ходе которого было убито ок. 25 тыс. человек.
БОГОМИЛЬСТВО (возможно по имени священника Богомила, или нарицательное - угодные Богу) - ересь X-XIV вв. в Болгарии, Сербии, Хорватии. С Б. боролся священник Козьма. Главная книга Б. - «Иоанново евангелие» («Тайная книга»). В основе учения - дуализм, восходящий к павликианству. В Х в. византийский император переселил множество армянских павликиан в Болгарию, что послужило толчком для еретического движения. Как и большинство ересей, Б. отвергало церковные таинства, иерархию, почитание икон, выдвигало идеи потребительского коммунизма. Первоначально Б. выступило как социально деструктивная сила, богомилы участвовали во многих восстаниях, в частности против Византии. К XIV в. Б. превратилось в упорядоченную религиозную организацию, распространенную в основном в городах. Богомильство повлияло на западно-европейские ереси.
КАТАРЫ, кафары (от греч. чистые)
1) последователи основанной антипапой Новацианом (?-251) Церкви, просуществовавшей несколько веков. К. проповедовали принципы этического ригоризма, не принимали падших (принесших жертву языческим богам во время гонения) в Церковь;
2) секта XI-XIV вв. в Зап. Европе. Догматика К. заимствована у богомильства. К. придерживались дуалистического учения о наличии двух начал - доброго (Бога) и злого (диавола), духовного и телесного. К. отрицали Церковь и ее таинства, Ветхий Завет, средневековую государственность. Учение К. было воспринято альбигойцами;
3) альбигойцы.
МАНИХЕЙСТВО - религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в 242 г. Для раннего М. были характерны пацифизм и нестяжательство. Зороастрийское жречество встретило проповедь М. резко отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В 296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против М. Тем не менее М. быстро распространилось от Италии до Китая. В М. перешло большинство мандеев. М. исповедовал одно время и блаженный Августин, впоследствии страстный критик М. В VIII в. М. - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе М. лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства М. восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он. Чистое М. исчезло к Х в., повлияв на множество религиозных учений.
ПАВЛИКАНСТВО (предположительно от имени апостола Павла)- ересь VII в. в Армении. Идейные источники П.- манихейство и христианство. Вероучение П. дуалистично. Мир разделен на духовное, Божье царство и материальное царство Сатаны. П. отвергало христианскую Церковь, культ святых, иконы, боролось с духовенством. П. повлияло на ереси тондракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильство в Болгарии, Византии.
|
|
|