Змеероза
Вводная История Религия Костюм Дополнительные материалы Правила
 
 
  Женский костюм
  Мужской костюм
Мужской костюм
 


О чём эта статья?

Не претендуя ни на полноту раскрытия вопроса, ни на историческую непогрешимость, мне бы хотелось хотя бы в самых общих чертах поговорить о европейском мужском костюме первой половины XIII века. Будучи до конца честным, я не стал бы ручаться, что дело обстояло именно так, а не иначе. Впрочем, это совершенно неважно. Как мне кажется, эта статья должна решать вполне определённую задачу. А именно - до некоторой степени унифицировать представления игроков о том как могли бы выглядеть их персонажи и обусловить более, или менее однозначное воприятие тех, или иных костюмов всеми участниками процесса.

Разумеется, такой подход предполагает, что точка зрения, предлагаемая в настоящей статье до некоторой степени изначально компромиссна. И я заранее прошу прощения за то, что намеренно пренебрегаю кое-где достоверностью в угоду простоте и вообще нещадно эксплуатирую принцип "история что дышло - как повернул, так и вышло".

Надеюсь, что таким образом мне удастся сделать статью приемлемой для людей, которые читали очень и очень разные книги.

Мужской западноевропейский костюм первой половины XIII века

Давайте бросим беглый взгляд на то, какими изображали себя и свои наряды люди того времени.

”Кведлинбургский ковёр”, g11a, g07a, Германия, ок. 1200

”Энеида”,f07a, Германия, начало XIII

”Кантиги Девы Марии”, 020L, Испания, XIII

”Библия Мациевского”, 14vB, Франция, середина XIII

”Библия Мациевского”, 03rA, Франция, середина XIII

На этих миниатюрах изображены люди различного рода и звания. И на первый взгляд всё выглядит не слишком сложно, верно? Вообще, легко заметить, что большинство достойных мужей, изображённых на этих миниатюрах одеты крайне скромно - мы можем видеть на них котты и шоссы. Шоссами называются вот эти шерстяные чулки у них на ногах, а коттой - длинная рубаха. И они являются основой их платья. Рзумеется, на них надето и нательное бельё, состоящее из брэ и ещё одной рубахи, нижней. Она называется камизой. Некоторые имеют сюрко, гарнаши, плащи, пояса и перчатки, головные уборы, вроде шаперона или каля. Конечно, башмаки. Но котта и шоссы - это тот минимум, который уже позволит вам не чувстовать себя инопланетянами.

Типовые виды одежды, характерной для первой половины XIII века, перечислены в списке Маргатских Уставов Ордена Госпиталя Святого Иоанн (1206 год). Вот этот список:
...брату полагается иметь:

* три пары льняных или хлопковых брэ

* три льняные, или хлопковые камизы

* три льняные котты

* две пары шосс (одни - шерстяные, другие льняные)

* хлопковый каль

* войлочную шапку

* шерстяной гарнаш и худ

* шерстяной плащ, подбитый мехом - для зимы

* шерстяной плащ без подкладки - летний



Брат Ордена по тогдашним временам был одет весьма добротно, почти роскошно. Не пугайтесь, большинству из вас не потребуется всё перечисленное. Даже людям богатым и знатным - во-первых, зимы мы не ожидаем. А во вторых, я не думаю, что многим из вас представится возможность переменить платье трижды в течение полутора дней.

Впрочем, давайте последовательно наведём резкость на каждый элемент костюма по отдельности.

Камиза и брэ

Брэ обычно делались из белого льна, доходили до середины икры и подвязывались под коленом. В них предусматривался шнурок, или пояс, на который крепились завязки шосс. К этому пояску могли также подвешивать кошелёк, либо ключ.

”Кентерберийский календарь”, Англия, ок. 1280
”Библия Мациевского”, Франция, середина XIII

Сшить брэ самостоятельно совершенно не сложно, а единственная тонкость в их ношении заключается в том, чтобы не натереть себе слишком сильно бёдра пояском - не затягивайте его слишком сильно и подворачивайте ткань.



В самом простом виде брэ кроятся из двух частей, по оси симметрии, которая разделила бы картинку выше на две части. Лучше кроить с изрядным запасом – брэ не может быть чересчур много. К тому же, именно большой размер скомпенсирует неэластичность льна, или хлопка.

Камиза представляет собой длинную нижнюю рубаху с двумя разрезами внизу - спереди и сзади. Она могла закрывавать брэ и шоссы и доходить до колена. Обычно она была белой, или не окрашеной вовсе; люди побогаче слегка подкрашивали белую ткань шафраном – возможно, не только из-за цвета, но и из-за запаха. Камизу шили из льна, либо из хлопка; состоятельные люди нередко украшали её вышивкой. Длинные рукава могли очень сильно сужаться (особенно, если владелец старался подчеркнуть свою скромность). Альтернативный вариант – это изначально узкий рукав и вшитая ластовица.

Камиза Людовика Святого, Франция, XIII

Характерная черта покроя – очень широкий подол на клиньях. Опять-таки, камизу несложно сделать самостоятельно – её выкройка крайне проста.

Шоссы

”Кентерберийский календарь”, Англия, ок. 1280



Шоссы кроятся из двух частей и сшиваются сзади по всей длинне.

Обычным материалом для них была шерсть, либо всё тот же лён, цвета – практически любые. Зелёный, си ний и даже коричневый отлично подойдут. Стоит избегать разве что чёрного, жёлтого и слишком насыщенных оттенков – одними только натуральными красителями добится ярких цветов нелегко.

Шоссы крепились к нижнему поясу, либо к поясу брэ посредством специльных шнурков – это неплохо видно на миниатюре с повешенным из библии Мациевского выше. Опять-таки, не стоит затягивать их слишком сильно – скорее всего, с непривычки будет несколько неудобно.

В качестве подошвы могла использоваться кожа, которая пришивалась к нижнему краю шосс. Если посмотреть на изображения -то шоссы всегда очень плотно облегают ногу. Этого можно достигнуть за счёт подгонки шосс прямо на ногах. Кроме того, раскрой ткани "на косую", то есть, когда нити ткани относительно выкройки идут по диагонали, придаёт шоссам определённый запас растяжения в любой плоскости.

Если сшитые шоссы сидят не слишком хорошо – не беда. Их можно намочить водой и дать им высохнуть на себе, это может подправить кое-какие недостатки.

Котта

”Кантиги Девы Марии», 030L, Испания, XIII

Котта – основной элемент платья что для благородного сеньора, что для зажиточного горожанина, что для крестьянина. Причём в отношении покроя между ними разницы чуть. От сословной принадлежноси и толщины мошны в большей степени зависели качество ткани, что пошла на платье, её цвет и отделка. Для человека небогатого уместно сшить котту из льна, или грубой шерсти не слишком яркой расцветки и ограничится отделкой контрастной тканью, либо и вовсе обойтись без отделки.


”Библия Мациевского”, 14vB, Франция, середина XIII

Человек знатный и обеспеченный скорее сошьёт котту из яркого (красного, или, к примеру, синего) сукна хорошего качества, украсит её вышивкой, либо также отделает контрастной тканью. Косвенно о достатке владельца свидетельствует и длина его платья (то есть, количество ткани, которое потребовалось).

Каль

Костюм всякого доброго человека в XIII веке в обязательном порядке предполагал ношение головного убора. Каль – льняной, или хлопковый чепец, завязывающийся под подбородком –это беспроигрышный вариант.


”Библия Мациевского”, 16rA, Франция, середина XIII

Каль могли носить под шапку, подшлемник, либо в качестве самостоятельного головного убора. И немого найдётся таких ситуаций, где он был бы неуместен – вот джентльмен с миниатюры Кентерберийского календаря не снимает его даже моясь.

”Кентерберийский календарь”, Англия, ок. 1280

Мне не доводилось выдеть, чтобы на каких-либо миниатюрах он был бы изображён не белым, поэтому пускаться в смелые эксперименты с цветами я не рекомендовал бы.

Опять-таки, это одна из тех вещей, которые несложно сделать самому. В самом простом случае, он кроится из двых частей. Хотя можно поискать и более замысловатую выкройку, которая застрахует вас от «морщин» на макушке.

Сюрко, гарнаш, плащ, шаперон и худ

Теперь самое время поговрить о «расширенном», скажем так, наборе элементов костюма.

Например, сюрко уже не относится к повседневному платью. Такая накидка без рукавов будет выглядеть уместно в составе военного костюма благородного рыцаря – вроде тех, что изображены на этой миниатюре из манускрипта «Житие Эдуарда Исповедника».

”Житие Эдуарда Исповедника”, Англия, ок. 1250



Такое же платье мог бы носить и герольд, исполняющий свои прямые обязанности.

Сюрко шили из льна, либо шерсти, нередко выдерживая в гамме гербовых цветов владельца. Отделывалось оно контрастной тканью и тканевыми же апликациями. Сюрко вполне могло быть двуслойным – то есть иметь подкладку из льна, либо хлопка.

Ещё один вид верхнего платья – это гарнаш. Гарнаш уже является сугубо гражданской одеждой, осенней, либо зимней. Гарнаш обычно делался з сукна, мог иметь подкладку из льна, либо хлопка, нередко отделывался мехом.Носили его поверш котты. Отличительная особнность покроя – короткий и широкий рукав – такой, как у господина на миниатюре.

”Библия Мациевского”, 16rA, Франция, середина XIII

Гарнаш уместен, например, в составе костюма зажиточного горожанина, либо в гражданском костюме представителя второго сословия.

Возможно, некоторые из вас предпочтут калю шаперон, или худ в качестве голового убора. Если костюм рассчитан на осень-зиму, то это, пожалуй, лучший вариант.



Шаперон, или худ могут быть сшиты из цветной ткани, и, опять-таки, как правило, шерсть будет наиболее подходящим материалом.

Добротный шерстяной плащ, скроенный «солнцем», или «полусолнцем», прекрасно дополнит костюм любого путешественника. Если достаток позволяет вам отделать лисьим, или беличьим мехом и его – не прогадаете.

Второе сословие

Представитель второго сословия непременно дополнил бы свой костюм (как гражданский, так и военный) рядом аксессуаров. Так, например, с начала XIII века в моду широко входит ношение перчаток. Пройдёт совсем немного времени и появление с открытыми кистями рук будет почтитаться пости настолько же неприличным, как и хождение распоясанным. На фотографии справа – чрезвычайно богато отделанные перчатки Фридриха II Сицилийского (ок. 1220 года).



Вряд ли простые сеньоры могли себе позволить нечто подобное, однако некоторое представление о тогдашних перчатках это изображение позволяет получить.

Пояс обыкновенно делали довольно узким, однако, это не мешало украсить и его – литыми заклёпками, бляшками, красивым наконечником. Кстати, двойной пояс – непременный атрибут военного костюма представителя второго сословия. Гражданский костюм его не требует, несмотря на то, что оружие обыкновенно носили и при нём, пусть даже это был всего лишь кинжал.


Поясная бляха, XIII век, Йоркшир

Любопытно заметить и ещё одну деталь – обратите внимание на то, что пояс на воине с миниатюры завязан очень характерным узлом. Не берусь рассуждать о происхождении такого способа носить пояс, однако встречается такой узел на миниатюрах очень часто.

Третье сословие

Третье сословие несколько менее формально относилось к одежде. При определённых условиях – например, в ходе полевых работ, крестьянин вполне мог себе позволить снять пояс, либо отвязать и снять шоссы, как это сделал один из каменщиков на миниатюре, либо крестьянин справа.

”Кентерберийский календарь”, Англия, ок. 1280
”Библия Мациевского”, 03rA, Франция, середина XIII

Купец, или ремесленник вполне мог бы дополнить свой костюм кошельком, сделанным из ткани, или кожи, а также позволить себе препоясаться не простым кожаным ремешком, или верёвкой, а богато украшенным поясом.

Наконечник пояса, XIII век, Йоркшир

Застегнуть плащ, либо ворот котты можно фибулой, более, или менее богато украшенной – в зависимости от уровня достатка.

Фибула, XIII век, Йоркшир, 18 мм

Кроме того, всегда уместными будут кремень и огниво, столовый нож, а также - профессиональные инструменты.
Например, набор свинцовых гирек и весы для купца, или менялы, серп, или мотыга – для земледельца.

Набор свинцовых гирек, XIII век, Йоркшир, 18 мм

Компонуя костюм следует помнить о том, предполагается ли повседневное, или выходное платье, а значит – какого качества и расцветки ткань вы можете себе позволить, из чего может состоять и насколько богато может быть отделано ваше одеяние.



(C)Дж. Лордский